Всякое воспитание, будь то нравственное, эстетическое, экологическое, надо начинать с самого детства.
В нежном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, ведь в это время ребёнок воспринимает природу эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый и не подметит.
Именно ребёнок удивляется окружающему миру, задаёт уйму вопросов о растениях и животных. Он внимательно слушает и запоминает переданную родителями информацию.
Самое главное, не упустить момент, когда малыш готов и хочет оберегать живое.
Многие взрослые, натыкаясь на информацию о загрязнении среды, истреблении редких животных, о потеплении климата, мировоззрение от этого не меняют. Максимум погрустят чуточку. И продолжают кидать мусор мимо урн, поджигать в лесу поляны и вытаптывать газоны. Не спасают ни штрафы, ни предупреждения. Этих людей не исправить.
У каждого из нас есть возможность воспитать своих «экодетей», любящих природу и живущих в гармонии с ней.
Не вырастит из сына свин!
Экология – наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Стало быть, задачей экологического образования должно быть формирование у ребенка понимания связей между живыми организмами, их отношений с окружающей средой.
Одна из задач экологического образования – развитие у малыша представления о человеке не как о покорителе природы, а как о её части. Необходимо изживать потребительское отношение к окружающему миру.
Вспомните сказки, волк – хищник, он - плохой. Зайчик, - хороший. Дети подсознательно делят животных на хороших и плохих, добрых и злых, полезных и вредных. Перефразируя рекламу, животные так не делятся.
Каждое животное и растение выполняет свою, особую роль. Нужны одинаково все. Таким образом, важная задача экологического воспитания – формирование бережного отношения ко всему живому, независимо от того, нравятся они нам или нет.
Книги по экологическому воспитанию
Самое простое, с чего можно начать - чтение добрых книг о зверях, развивающие игры с их использованием, поход в контактный зоопарк, а также экскурсии в парк. Все это вырабатывает навык доброжелательного диалога с природой.
Художественная литература расширяет круг представлений об окружающем мире, воспитывает любовь к родному краю.
Книги на эту тематику разнообразны по жанрам. В них в доступной форме описывается жизнь животных и растений, различные явления природы.
Особое место занимают сказки, дающие начальные представления об окружающем мире.
Малыши очень любят сказки В. Бианки. К ним относятся: «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Сова», «Чьи это ноги», «Хвосты», «Лес и мышонок» и др.
Увлекательны сказки О. Иваненко «Сосулька» и «Спокойной ночи», Н. Павловой «Зимняя пирушка», рассказывающие об уникальности мира, о лесных обитателях.
Из книги П. Онесирева «Как животных цвет защищает» ребята узнают о приспособленности животных к природным условиям.
Прекрасным примером могут служить сказки и стихи Б. Заходера.
Экологическое воспитание детей можно развивать на основе книг Н.А. Рыжовой. Они особенно популярны у российских педагогов в детских садах и начальной школе.
Человек и природа… Вечная и актуальная тема. Но, никогда как в наши дни, проблема экологизации человека не стояла так остро. Наша задача, родителей, помочь детям понять, что все вместе, и каждый в отдельности в ответе за Землю.
Фото: lad-rnd, Тудаблин, semeonka, ncerenoK